Дети несут ответственность за что

 

Ответственность родителей за несовершеннолетних детей бывает гражданской, имущественной, административной и уголовной. И зависит от совершенного деяния. Ответственность родителей за несовершеннолетних детей. Возраст наступления ответственности. Уголовная и административная ответственность за ребенка. Возмещение

До 14 лет

В 14 лет дети получают первый паспорт, а вместе с ним и некоторую дозу прав и ответственности – до этого момента за любые действия малолетних отвечают их родители.

Кража, хулиганство, нанесение увечий, насилие, даже терроризм или убийство – все это ложится на плечи взрослых, которые чаще всего отвечают материально.

Малыш обычно ограничивается серьезным внушением и некоторыми другими мерами влияния. Стоит отметить, что при совершении серьезного преступления (например, за убийство или нанесение увечий) ребенка, начиная с 11 лет, могут отправить в специальное лечебно-воспитательное учреждение на срок до 2 лет.

Важно знать: если в момент совершения преступления подросток находился не под ответственностью родителей (например, был в школе или лагере), то и отвечать за его проступок будут учителя или воспитатели.

Чаще всего малолетние дети не совершают серьезных правонарушений. К числу наиболее часто встречающихся нарушений относятся:

  • мелкие кражи и грабежи;
  • порча имущества;
  • хулиганство и драки;
  • нарушение ПДД.

За все эти преступления ответственность целиком и полностью лежит на родителях. Впрочем, если несовершеннолетний совершил более тяжелое преступление, суд может привлечь к наказанию взрослого, который подтолкнул ребенка к этому.

Ответственность: обязанности и ценности

Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы - в установлении постоянных обязанностей для детей. Считается, что мальчикам надо поручать выносить мусорное ведро или стричь газон, а для девочек нет ничего лучше мытья посуды и уборки комнат. На самом же деле такие обязанности, являясь важными в домашней обстановке, в быту семьи, все же могут не повлиять на формирование у ребенка чувства ответственности. Напротив, в некоторых семьях принуждение к выполнению этих обязанностей приводит к постоянным ссорам, которые плохо отражаются и на детях, и на родителях. В конце концов ребенок, вероятно, будет слушаться, а кухня засверкает чистотой, но неизвестно, как принуждение повлияет на формирование характера.

Истина проста: чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться “изнутри”, на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи.

Пробуждение ответственности. Желая воспитать в своих детях чувство ответственности, мы при этом хотим, чтобы они руководствовались высшими ценностями, то есть любовью к жизни, к труду, поиском счастья. Однако чаще всего мы ощущаем чувство ответственности - вернее, отсутствие его - в более конкретных случаях:

когда у ребенка в комнате беспорядок, домашние задания сделаны неряшливо, занятия музыкой заброшены, поведение оставляет желать лучшего.

С другой стороны, ребенок может быть вежливым, поддерживать в своей комнате порядок, аккуратно выполнять все, что ему поручают, - и все же принимать решения, за которые он не будет нести никакой ответственности. Это особенно верно в отношении тех детей, которым всегда “велят” сделать то-то и то-то. Им не дают возможности составить собственное мнение о чем-либо, сделать выбор, выработать определенные основы поведения.

Внутренняя эмоциональная реакция ребенка на обучение решает все; от нее зависит, сколько он закрепит в сознании из того, чему мы его учим. Ценности нельзя преподать “в лоб”. Им научаются постепенно, пока ребенок подражает взрослым, заслужившим его любовь и уважение, и отождествляет себя с ними.

Итак, проблема ответственности детей за свое поведение поднимает, в свою очередь, проблему ценностной системы родителей в ориентации на детское воспитание. Необходимо рассмотреть следующее: существует ли какой-нибудь определенный тип поведения с детьми (в теории и на практике), который помог бы пробуждению у них чувства ответственности? Настоящая глава посвящена ответу на этот вопрос с точки зрения психологии.

Стремление к цели: ежедневная работа. Чувство ответственности у детей умело и сознательно пробуждают родители. Они дают ребенку понять, что он имеет право на все чувства, но и показывают ему приемлемые способы выражения этих чувств. На этом пути взрослых ждут невероятные трудности. Вот такие утверждения только вредят делу.

Отрицание. На самом деле ты не хотел так сказать, ведь ты любишь своего братца.

Непризнание. Разве ты у нас такой? Да нет, это просто в тебя черт вселился!

Подавление. Скажешь еще хоть раз: “Ненавижу!” - смотри, не миновать тебе порки! Хорошие мальчики так не говорят.

Приукрашивание. Разве ты и вправду ненавидишь брата? Наверное, он просто тебе надоел. Нужно уметь сдерживать свои чувства.

Говоря так, взрослые забывают, что чувства, как реки, нельзя остановить - их можно только направить в другое русло. Нельзя отрицать существование бурных чувств, попытка сделать это приведет к беде. Необходимо признать их реальность и их власть. Если отнестись к ним с уважением и “отвести” их в нужное русло, они наполнят нашу жизнь светом и радостью.

Остается вопрос: какие мы должны предпринять шаги, чтобы сократить разрыв между нашими целями и положением дел на данный момент? С чего начать?

Карманные деньги


В современной семье деньги на мелкие расходы детям (так же, как еда и одежда)-вещь сама собой разумеющаяся: ведь дети - тоже члены семьи. Карманные деньги - не награда за хорошее поведение и не плата за помощь по дому. Это один из приемов воспитания детей, который имеет весьма четкую цель - научить ребенка тратить деньги, выбирая вещи для приобретения и неся ответственность за свой выбор. Таким образом, слишком строгий контроль трат уничтожит смысл обладания карманными деньгами. Необходимо разработать общие принципы выдачи карманных денег, обеспечив все необходимые для ребенка статьи расхода: проезд в транспорте, школьные завтраки и т. д. Чем старше ребенок, тем больше денег приходится ему давать по мере роста его потребностей: подписка, кино (театр), аксессуары к его одежде и пр.

Вряд ли можно сразу ожидать от детей разумной траты карманных денег. Многие ребята, не умея еще регулировать свой бюджет, истратят все сразу. Надо обсудить эту проблему с ребенком по-деловому, чтобы прийти ко взаимному соглашению. Если случаи немедленной траты всех карманных денег сразу повторяются, вероятно, стоит разделить общую сумму на более мелкие части и выдавать их ребенку дважды или трижды в неделю. Недопустимо угрожать ребенку отказом давать карманные деньги тогда, когда он плохо себя ведет, не слушается, отстает в учебе. Не следует ограничивать сумму карманных денег в период ссоры с детьми или увеличивать в период “мирных” отношений.

Сколько давать детям денег? Однозначного ответа тут дать невозможно. Сумма карманных денег должна соответствовать нашему бюджету. Независимо от того, как это заведено у соседей, не следует давать ребенку больше денег, чем мы в состоянии себе позволить. Если ребенок протестует, нужно ответить ему искренне, с сочувствием: “Жаль, что мы не можем давать тебе больше на твои расходы. Но мы ограничены в средствах”. Это лучше, чем убеждать ребенка, что на самом-то деле ему вполне хватает тех денег, которые мы обычно выделяем.

Неопытному человеку трудно дается разумная трата денег. Нужно сообразовываться со способностью ребенка правильно расходовать свои карманные деньги. Лучше начинать с небольших сумм, постепенно увеличивая их, чтобы не “перегрузить” ребенка чрезмерным количеством денег. Начинать давать детям деньги можно со школьного возраста: в школе дети быстро научатся хорошо считать, будут знать, сколько им полагается сдачи. Взрослые должны неукоснительно выполнять еще одно важное условие: те деньги, что остаются после намеченныхтрат, принадлежат ребенку, и он сам решает, как их потратить.

Уроки музыки


Если ребенок занимается музыкой, то рано или поздно родители услышат от него что-нибудь вроде: “Надоела мне эта музыка!” Старая песня! Она знакома всем родителям, у которых дети осваивают музыкальный инструмент. Взглянуть на эту проблему с объективной точки зрения - задача не из простых.

Одни родители, помня, что их самих учили музыке против желания, решают не портить жизнь детям. Заниматься или нет - этот вопрос решают не взрослые, а сами ребята, они и несут за это ответственность. Зато дело родителей - выбрать хорошего педагога.

Другие родители, сожалея о том, что в свое время бросили заниматься музыкой, решают “взять реванш”:

“Дети будут играть во что бы то ни стало!” Ребенок еще не родился, а для него уже выбрали инструмент. И как только он сможет держать скрипку (нажимать на клавиши, дуть в трубу), потянутся томительные часы упражнений. Слезы и протесты детей не принимаются во внимание, сопротивление бесполезно. Установка родителей ясна: “Мы платим - так учись!” В таких условиях ребенку трудно добиться успеха, и вся эта затея вряд ли оправдывает себя. В самом деле, испорченные отношения между родителями и детьми - слишком дорогая цена за нелюбимые уроки музыки.

Главная цель музыкального образования - дать выход чувствам, ведь жизнь и без того полна всяческих ограничений и разочарований. Необходимо найти адекватное средство для выражения своих чувств. Музыка прекрасно для этого подходит: ее искусство, переплавив шум и ярость, в волнении рождает радость, в напряжении -душевный покой.

Родители и учителя, к сожалению, часто бывают обеспокоены лишь умением ребенка воспроизводить мелодию без фальши. Такой подход всегда подразумевает постоянную критику игры и личности ребенка. Слишком часто результаты бывают плачевными: ребенок прогуливает занятия, избегает своего педагога и, едва начав свою музыкальную “карьеру”, бросает ее. Во многих домах покинутая скрипка, запертое на ключ пианино или молчащая флейта служат лишь болезненным напоминанием о несбывшихся надеждах.

Как должны родители вести себя? Их дело - найти доброго и понимающего педагога. Он должен хорошо знать не только свое дело, но и своих учеников. Именно педагог поддерживает постоянный интерес ребенка к музыке, побуждает его продолжать занятия. Главнейшая задача педагога - завоевать уважение и доверие ребенка. Если ему не удастся сделать это, он не сможет больше вести уроки: нельзя научиться любить музыку у педагога, которого ты ненавидишь.

Чтобы избежать ненужных трудностей, педагог, ученик и его родители должны обсудить и выработать несколько основополагающих правил, например:

1) нельзя отменять урок музыки без предупреждения, которое делается хотя бы накануне назначенного дня;

2) если назначенный урок не состоится, сообщить об этом педагогу должен ученик, а не его родители;

3) выбирать время и намечать темп занятий музыкой нужно со строго реалистических позиций.

Эти правила исключают отмену урока “по настроению”, в последнюю минуту, и укрепляют чувство независимости и ответственности у детей. Ребенок должен знать, что мы с уважением относимся не только к занятиям музыкой, но и к его собственным чувствам и мыслям.

Нельзя насильно заставлять ребенка заниматься. Нельзя напоминать ему, как дорого стоил инструмент и сколько папа работал, чтобы его купить. Такие разговоры порождают только чувство вины и горечи, интереса к музыке они не пробуждают.

Родители должны воздерживаться от “предсказания” блистательной музыкальной карьеры своим детям. Например, такие утверждения приносят лишь вред:

— Ты такой способный! Если б ты только занимался как надо!

— Ты мог бы стать известным музыкантом, если б только занимался как следует.

Ребенок из этого сделает скорее всего такой вывод:

если он не будет заниматься в полную силу, родительским иллюзиям ничто не угрожает. Его девизом может стать: “Если я не стану заниматься всерьез, то и родители не будут разочарованы”.

Ребенок чувствует поддержку родителей именно тогда, когда знает, что его трудности понятны и ясны всем.

Во время своего третьего урока музыки шестилетней Вике пришлось учиться играть гамму обеими руками. Педагог мастерски продемонстрировал упражнение, сказав: “Это совсем нетрудно. Ну-ка, попробуй”. Неохотно, неловко опустила Вика пальцы на клавиши и попыталась повторить гамму... Домой девочка в тот вечер вернулась расстроенной.

Когда Вика села заниматься с мамой, та сказала ей:

“Нелегко сыграть всю гамму одной рукой. А двумя руками - еще труднее!” Вика с готовностью согласилась со словами матери. За инструментом она медленно начала подбирать гамму обеими руками. Мать сказала:

“Я слышу, как ты подбираешь ноты правильно, и вижу, как ты правильно ставишь пальцы.” С явным удовлетворением Вика ответила: “Знаешь, это довольно трудно”. В тот вечер она занималась дольше, чем обычно. В течение следующей недели Вика упражнялась особенно старательно и не успокоилась, пока не научилась играть гамму с закрытыми глазами, не глядя на клавиши.

Фото 1

Ответственность за вред причиненный несовершеннолетними детьми

Ответственность родителей (опекунов, попечителей) за вред, причиненный третьим лицам их несовершеннолетними детьми предусмотрена исключительно Гражданским кодексом.

Гражданская (имущественная) ответственность

Степень гражданской (имущественной) ответственности опекунов за вред, причиненный действиями несовершеннолетних детей, зависит в основном от возраста ребенка и иных обстоятельств. Рассмотрим подробнее.

За детей в возрасте до 14 лет родители несут полную имущественную ответственность (ст. 1073 ГК РФ). Опекуны обязаны полностью возместить имущественный вред, причиненный третьим лицам. Например, в случае боя товара на прилавке магазина, покрытие ущерба полностью возлагается на попечителей. Связано это с тем, что лица до 14 лет не обладают полной дееспособностью, в полной мере не могут нести права и обязанности.

За детей в возрасте от 14 до 18 лет на родителей не возлагается обязанности по возмещению, причиненного их детьми ущерба (ст. 1074 ГК РФ). Связано это с тем, что лица, достигшие возраста 14 лет являются частично дееспособными. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность. Однако, если у ребенка отсутствуют какие-либо доходы, самостоятельно покрыть причиненный ущерб он не в состоянии, то обязанность по возмещению ущерба возлагается на их опекунов.

Стоит отметить, что на родителей не возлагается обязанности по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним лицом, если в момент причинения ущерба ребенок находился под надзором образовательного учреждения либо медицинской организации. В этом случае обязанность по возмещению ущерба возлагается на специализированные учреждения. Однако, если организация докажет, что вред произошел не по ее вине (например, вследствие ненадлежащего воспитания), то обязанность по возмещению ущерба будет возложена на попечителей.

Особенностью российского законодательства является возможность привлечения к ответственности родителей за вред, причиненный несовершеннолетними детьми, которые лишены родительских прав (ст. 1075 ГК РФ). Таким образом, законодатель установил зависимость причинения вреда от воспитания. В данном случае необходимо установление между фактом причинения вреда и ненадлежащем воспитанием причинно-следственной связи. На родителей не может быть возложена обязанность по возмещению ущерба, если с момента лишения родительских прав прошло более 3 лет.

Ответственность организаций за ребенка

Вина организаций (больниц, школ, лицеев) и лиц, у которых было обязательство присматривать за ребенком (частые педагоги, няни, гувернантки) заключается лишь в том, что они не произвели необходимого надзора за детьми в тот момент, когда был причинен вред.

К примеру, вина школы будет в том случае, если в то время, когда идут уроки и ребенок должен присутствовать на занятиях, ученик совершает поджог. Однако организация не будет нести ответственность за:

  • Не проведение воспитательной работы или за ее низкий уровень.
  • За не проведение должного контроля за детьми.

За причинение вреда малолетним ребенком отвечать могут одновременно и родители, и организации, которые совершают надзор за детьми. Их мера ответственности будет зависеть от степени вины отдельно каждого из них (так называемая долевая ответственность).

Не будет применяться правило о долевой ответственности, если причинение вреда совершено малолетними лицами, у которых разные родители или эти дети находятся под опекой различных граждан (организаций). В таком случае не применяется солидарная ответственность. Каждый из них будет отвечать только за неправомерные действия своего ребенка.

Работаем с малышом

Многие понимают, для чего нужна ответственность, а вот, что она собой представляет, имеют лишь смутное представление. Поэтому к беседе с ребенком нужно тщательно готовиться. Ведь малыш может задать самые неожиданные вопросы, на которые ответить будет очень сложно.

Маленькому ребенку об ответственности не рассказывают, а … показывают собственным примером. Например, если с малышом в возрасте 1 года убирают игрушки и книжки на место родители, то к трем годам он уже начинает это делать сам. Если, конечно, взрослые сами убирают вещи на места, показывая положительный пример. Двухлетнему карапузу можно доверить полив цветов, раскладывание посуды на столе, а четырехлетние дети уже могут самостоятельно убрать игрушки, подмести пол и даже вымыть за собой посуду.

Не нужно заставлять его убираться, если он не хочет, лучше обеспечить его положительными эмоциями и объяснить важность проводимых действий:

  • Пыль протирают, чтобы избавиться от вредных микроорганизмов.
  • Игрушки нужно убрать, чтобы не наступить, не споткнуться.
  • Цветы поливают, чтобы они были живыми и здоровыми.

С этого момента начинает формироваться ответственность у ребенка за свои действия. Он начинает понимать, что если цветы не полить, то они завянут, а разбросанные игрушки будут мешать передвигаться по комнате.

Фото 2

Беседа с младшим школьником

Рассказ об ответственности лучше проводить на основе произведения. Таким качеством обладает, например, мальчик из рассказа Л.Пантелеева «Честное слово». Его поступок можно назвать не только смелым и честным, но и ответственным. Можно сказать, что ответственность живет там, где есть честность и порядочность.

Это качество представляет собой обязанность отвечать за свои действия и поступки, которые могут быть непоправимыми (предательство, убийство) или исправляемыми (опоздание, баловство, потеря, порча предметов).

Человек, который совершил ошибку, но признал ее, достоин уважения. Ведь для этого нужно иметь сильный характер, быть мужественным и смелым. Того, кто старается не повторять ошибок, не совершать их, можно назвать ответственным. Такая личность достойна уважения.

После этого ребенку объясняют:

  1. Когда он был маленьким, за него думали родители, решали, что и когда есть, куда идти. Ребенок полностью зависел от них.
  2. По мере приобретения навыков он становился самостоятельнее и ответственнее, ему доверяли посильные дела.
  3. Эти дела постепенно преобразовались в обязанности: ходить в школу, делать домашние задания, заправлять кровать, мыть посуду и т.п. Таким образом, малыш стал нести ответственность за чистоту в комнате и свою успеваемость.
  4. Когда ребенок повзрослеет, он будет отвечать за себя в полном объеме, нести ответственность не только за свои действия и поступки, но и других, зависимых от него.

После беседы нужно уточнить, что малыш на данный момент несет ответственность не только перед родителями, но и перед собой своими товарищами. А затем рассмотреть все примеры ответственного поведения: посещение школы, помощь по хозяйству, помощь друзьям в учебе.

Следующий этап – беседа о безответственности и почему она имеет место: люди не желают брать ответственность за свои действия, поступки («Это не я сделал – это кошка чашку уронила на пол!», «Это не мои следы на полу!») из-за лени, трусости, легкомыслия.

Маленькие дети поступают безответственно потому, что не понимают, к чему приведут их действия: ломают игрушки, едят сосульки. Затем рассматривают ситуации, к чему может привести безответственный поступок людей разных профессий: врача, учителя, пилота, шофера. Приходят к выводу, что такие действия могут привести к очень печальным последствиям, вплоть до смерти зависимых от них людей.

Если ребенок поступил безответственно, то так же могут поступать и другие:

  1. Мама не приготовит завтрак, потому что не хочет рано вставать, поэтому вся семья на работу, в школу и садик пойдет голодной.
  2. Папа не будет ходить на работу, захочет смотреть постоянно телевизор, как итог – финансовые затруднения.
  3. Старшая сестра не поможет разобраться с домашним заданием, потому что пойдет гулять – будет неудовлетворительная отметка и пробел в знаниях.
Чтобы в семье был порядок, каждый должен поступать ответственно, думать о возможных последствиях своих поступков и действий.

Человек поступает так не из-за страха наказания, а потому, что результат безответственного поступка может навлечь несчастье на других людей:

  1. Ребенок учится хорошо, потому что понимает – знания ему пригодятся в будущем, да и огорчать родителей не хочется.
  2. Убираться в комнате нужно, чтобы вещи не терялись и лежали на своих местах, тогда при необходимости их можно будет быстро найти.
  3. Слово, данное другу, нужно сдержать, потому что он может огорчиться.

Стать ответственным очень сложно, ведь для этого нужно научиться управлять своим поведением. Если человек не хочет брать эту ответственность, то его жизнь будет зависеть от других людей.

Ответственность родителей за поступки детей

Наступление ответственности родителей возможно только при наличии у них вины. Виновным считается такое поведение родителей:

  • Игнорирование своих обязанностей по воспитанию ребенка.
  • Безответственное отношение к своим родительским правам по воспитанию детей.
  • Злоупотребление своим правами в отношении ребенка.
  • Аморальное поведение родителей.
  • Недопустимые методы воспитания.
  • Психологическое и физическое насилие в отношении детей.

Однако в каком бы виде не выражалась вина родителей или усыновителей, ответственность за несовершеннолетних детей они должны понести, если есть причинно-следственная связь между не выполнением родительских обязанностей и незаконным поведением детей по причинению вреда другим гражданам.

Например, сюда могут относиться такие ситуации: родители поощряют хулиганские действия детей, не контролируют детей или вообще не обращают внимания на детей, а также их поступки.

Ответственность за поступки детей должны нести оба родителя. Не освобождается от своих обязанностей родитель, который живет отдельно от своего сына или дочери. Но если он докажет, что его ребенок совершил вред другому лицу по вине того родителя, который проживает с сыном или дочерью и он не имел возможности принимать участие в воспитании ребенка, то его могут освободить от ответственности.

Ответственность за ребенка суд может возложить даже в том случае, если он лишен родительских прав на протяжении 3 лет после лишения прав.

При этом также должна быть доказана связь между неправомерным поведением ребенка и не осуществлением родительских прав.

Уголовная ответственность родителей за несовершеннолетних детей

По ст. 20 УК РФ уголовная ответственность подростков наступает по общему правилу с 16 лет. Однако, если ребенком совершается особо тяжкое преступление, то он может стать правомерным субъектом содеянного уже с 14 лет.

К таким особо тяжким преступлениям могут быть отнесены:

  • Умышленное убийство;
  • Террористическая деятельность;
  • Насильственные действия сексуального характера;
  • Умышленное причинение вреда здоровью тяжкой степени;
  • Вымогательство;
  • Хищение чужого имущества и др.

Как правило, к подсудимым в возрасте от 14 до 16 лет применяются в качестве наказания меры медицинского характера или иные принудительные воздействия. Детей могут отправить под надзор родителей или поместить в медицинское учреждение.

Именно поэтому при вынесении приговора в суде учитываются следующие особенности несовершеннолетнего подсудимого:

  • Условия его жизни;
  • Воспитание;
  • Вменяемость и способность отдавать себе отчет в своих действиях;
  • Умственное развитие;
  • Наличие образования;
  • Образ жизни;
  • Психологическое состояние;
  • Наличие или отсутствие заболеваний.

Обязательно проводится судебно-медицинская экспертиза, которая устанавливает вменяемость ребенка, оценивает его здоровье и опасность для общества.

И допрос на следственных действиях, и участие ребенка в судебных заседаниях осуществляется только в присутствие его законных представителей. Это, как правило, родители или органы опеки, если родители выступают потерпевшей стороной в деле.

Чаще всего, фигурантами уголовных дел являются подростки из неблагополучных семей. Они растут и воспитываются в условиях, где родители заняты своими делами и не контролируют жизнь своих детей.

За неисполнение родительских обязанностей предусмотрена уголовная ответственность по ст. 156 УК РФ.

По ст. 156 УК РФ родителям, которые халатно относятся к воспитанию своих детей, грозят следующие варианты ответственности:

  • Штраф до 100 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного до года;
  • Обязательные работы до 440 часов;
  • Исправительные работы до 2 лет;
  • Принудительные работы до 3 лет;
  • Лишение свободы до 3 лет.

Кроме того, родители обязаны возместить ущерб, причиненный уголовным преступлением их ребенка, потерпевшей стороне. Это, прежде всего, возмещение ущерба имуществу, стоимость лечения и моральный вред.

-16 лет

Начиная с 14 лет, несовершеннолетние отвечают за совершенные преступления: убийства, терроризм, жестокое обращение с животными, кражу, насилие и другие.

По большей части дети отделываются штрафом и предупреждением, также правоохранительные органы проводят дополнительную беседу с родителями. Однако в этом возрасте несовершеннолетние могут и попасть в тюрьму.

Примите к сведению: колонии для несовершеннолетних «принимают» преступников, начиная с 14 лет.

Это произойдет при совершении ими следующих преступлений:

  1. Убийство, похищение или умышленное причинение вреда здоровью.
  2. Участие в террористических группировках, захват заложников.
  3. Изнасилование или принуждение сексуального характера.
  4. Кражи, разбой или вымогательство, угон транспорта, повреждение имущества или вандализм.
  5. Хранение или приобретение оружия, взрывчатки, наркотических средств.
  6. Повреждение железнодорожного полотна.

За все эти действия виновные несут полную уголовную ответственность, вплоть до заключения в колонию для несовершеннолетних. В остальных случаях дело обычно ограничивается штрафами для родителей, также могут быть назначены беседы с психологом или иные меры воздействия.

Что это ответственность родителей за несовершеннолетних детей по статье

Фото 4

В соответствии с нормами российского законодательства, ответственность может быть:

  • гражданской;
  • за неисполнение своих прямых обязанностей по воспитанию;
  • административной;
  • и уголовной.

Рассмотрим каждую разновидность по отдельности.

Гражданская по ГК РФ (имущественная)

Уровень гражданской ответственности за противоправные действия несовершеннолетними детьми, напрямую зависит от возрастной категории и иных немаловажных нюансов:

За ненадлежащее воспитание (СК РФ)

Обязанность за надлежащее воспитание несовершеннолетних детей подробно изложена в ст. 63 Семейного Кодекса России.

Процесс воспитания содержит в себе определенный комплекс мероприятий, которые, в первую очередь, направлены на скорейшую адаптацию детей в окружающей среде и общества в частности.

Родители оставляют за собой право самостоятельно выбирать подходы и варианты воспитания, отталкиваясь от конкретной ситуации.

В соответствии со статьей 69 Семейного Кодекса России родителей могут ограничить в своих правах либо вовсе лишить их этой возможности при условии:

  • злостного уклонения от процесса воспитания ребенка;
  • выявленного факта ненадлежащего воспитания;
  • установленного факта злоупотребления имеющимися родительскими правами и обязанностями;
  • наличия факта жестокого обращения.

В последнем случае предусматривается возможность не только лишения родительских прав, но и привлечения к уголовной ответственности, вплоть до лишения свободы на определенный срок, если имеет место быть нанесение тяжких либо средних телесных повреждений.

Административная, согласно нормам КоАП

В случае неисполнения возложенных нормами российского законодательства на родителей и законных представителей ребенка обязанностей (по нормам Семейного Кодекса РФ), их можно привлечь к административной ответственности в соответствии со ст. КоАП РФ.

В большинстве случаев ответственность возлагается по причине бездействия родителей.

К сведению — дела относительно выявленных фактов административного правонарушения подлежат рассмотрению уполномоченными лицами по делам несовершеннолетних детей, после объединения в соответствующую комиссию.

Дополнительно необходимо обращать внимание на правонарушения одним из родителей либо законным представителем обязательств по выплате алиментов в установленном размере, поскольку это напрямую относится ребенка в соответствии со ст. действующего КоАП РФ.

Видео: как долго родители несут ответственность за своих детей, за их поступки

Указанный нормативный документ считается на территории России относительно новым, поскольку обрел юридической значимости только в 2019 году по результатам проведения реформы в вопросе дискриминации отдельных Положений уголовного законодательства.

В случае уклонения от алиментных выплат в течении нескольких месяц подряд, на недобросовестного родителя применяются нормы уголовного законодательства со всеми вытекающими последствиями.

Уголовно-правовая (УК РФ)

В случае многократного неисполнения взятых на себя обязательств по перечислению алиментных выплат, недобросовестный родитель привлекается к уголовной ответственности в соответствии со ст. 157 Уголовного Кодекса РФ.

Одним из ключевых условий принято считать наличие получившего юридической значимости наказания в соответствии со ст. Действующего Кодекса об административных правонарушениях.

Помимо этого, уголовным законодательством предусматривает ответственность и в случае ненадлежащего воспитания ребенка, которое сопровождается с фактами жестокого обращения — в соответствии со ст. 156 Уголовного Кодекса России.

Сам термин жестокого обращения с ребенком может нести под многочисленные расшифровки, в частности:

  • установленный факт избиения ребенка;
  • игнорирование законным представителем ребенка соблюдать требования лечащего врача;
  • отсутствие в доме продуктов питания, без которых невозможно обеспечить достойный уровень поддержки работоспособности организма ребенка и так далее.

Из этого следует, что факт жестокого обращения с несовершеннолетними детьми считается только так называемым квалифицирующим признаком, благодаря которому есть возможности привлечь родителей к уголовной ответственности.

Необходимо обращать внимание на возможность привлечения к уголовной ответственности не только родителей, но и также:

  • педагогический состав;
  • медицинских специалистов;
  • иных лиц, под присмотром которых некое время находился ребенок.

Уголовным законодательством также предусматривается наложение санкций за склонность несовершеннолетнего ребенка к совершению различных преступлений либо же его вовлечение в многочисленные антиобщественные действия.

Ответственность в таком случае также применима не только к родителям и законным представителям, но и третьим лицам, если будет доказан факт их виновности.

В зависимости от конкретных обстоятельств, ответственность может предусматривать и лишение свободы на определенный срок.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://razvod.guru/deti/otvetstvennost-za-nesovershennoletnih.html
  • https://materinstvo.ru/art/798
  • https://yurist.club/semejnoe-pravo/otvetstvennost-roditelej-za-nesovershennoletnix-detej.html
  • https://www.papajurist.ru/semeynoye-pravo/otvetstvennost-za-nesovershennoletnikh-detey/
  • http://baragozik.ru/vospitanie/kak-obyasnit-rebenku-chto-takoe-otvetstvennost-i-zachem-ona-nuzhna.html
  • http://ugolovnyi-expert.com/otvetstvennost-roditelej-za-nesovershennoletnix-detej/
  • http://jurist-protect.ru/kakaja-dejstvuet-statja-ob-otvetstvennosti-roditelej-za-nesovershennoletnih-detej/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий